Название:

Директива СНБ-68 (NSC-68) (часть 3)


Автор: Allen Dulles | Дата: 14-02-2010, 10:07 | Раздел: Факты
2. Политический и экономический аспекты. Ближайшие задачи, для выполнения которых наращивание военной силы является необходимым, хотя и недостаточным условием, заключаются в возобновлении инициативы в холодной войне и создании ситу­ации, в которой Кремль сочтет целесообразным изменить свою линию, прежде всего ослабив напряженность и давление, а затем постепенно отступив. Соединенные Штаты не могут в одиночку обеспечить ресурсы, необходимые для такого наращивания во­енной силы. Другие свободные страны должны взвалить на себя часть этого бремени, но их способность и решимость сделать это будет зависеть от тех действий, которые Соединенные Штаты предпримут для наращивания собственного потенциала и от проводимой ими соответствующей внешнеэкономической политики. Улучшение политических и экономических условий в свободном мире, как уже было подчеркнуто выше, необходимо в качестве основы для укрепления воли к сопротивлению и обес­печения необходимых средств, динамичного утверждения цельности и жизнеспособности нашего свободного и демократического образа жизни, от которого будет зависеть наша окончательная победа.
В то же время мы должны постоянно предпринимать шаги для того, чтобы снизить влияние Кремля внутри Советского Союза и в других регионах, находящихся под его контролем. Нашей целью будет установление дружественных нам режимов, неподвластных влиянию Кремля. Такие действия необходимы для того, чтобы отвлечь внимание Кремля, лишить его почвы под ногами и заставить Советы затрачивать значительные ресурсы на осуществление контрмер. Другими словами, мы воспользуемся методами холодной войны, которые применяет Советский Союз, против самого Советского Союза.
Программа по быстрому наращиванию силы и улучшению политических и экономических условий потребует с нашей стороны недюжинного ума и смелости; она будет дорогостоящей; она будет опасной. Но полумеры будут еще более дорогостоящими и опасными, потому что они являются недостаточными и могут фактически послужить поводом для войны. Бюджетные сообра­жения потребуется подчинить жесткому факту, который заключается в том, что на карту может быть поставлена независимость нашей нации, не более и не менее.
Необходима подробная и решительная программа по достижению мира и подрыву планов Кремля, составленная таким образом, чтобы она могла на долговременной основе обеспечивать осуществление наших национальных задач. Она должна включать в себя по возможности:
Развитие политической и экономической системы, необходимой для осуществления наших долговременных задач.
Значительное увеличение расходов на военные цели для выполнения задач, перечисленных в пункте Г-1.
Значительное увеличение программ военной помощи, рассчитанных на развитие сотрудничества, которые бы в необходимой мере эффективно удовлетворяли потребности наших союзников для выполнения задач, перечисленных в пункте Г-l-д.
Рост программ экономического содействия и признание необходимости продолжения этих программ до тех пор, пока их цели не будут достигнуты.
Объединение усилий по разрешению проблемы платежного баланса США, следуя курсу, уже получившему одобрение Президента.
Развитие программ, рассчитанных на повышение и поддержание уверенности среди других народов в нашей силе и решимости и на ведение открытой психологической войны, направленной на поощрение массового отказа населения от соблюдения верности Советам и подрыв планов Кремля всяческими способами.
Усиление активных и своевременных мер и операций тайными средствами в сфере методов ведения экономической, полити­ческой и психологической войны с целью разжигания и поддержания недовольства и бунтарских настроений в отдельных стра­тегических государствах-сателлитах.
Развитие системы внутренней безопасности и программ гражданской обороны.
Усовершенствование и повышение активности действий разведки.
Снижение федеральных расходов на цели, не связанные с обороной и помощью иностранным государствам, в случае необхо­димости в ущерб некоторым важным программам.
Повышение налогов.
Важнейшими предпосылками успеха этой программы являются: (а) консультации с руководителями конгресса, направленные на то, чтобы добиться для программы законодательной поддержки, не связанной с партийными взглядами, и (б) представление общественности подробного разъяснения фактов и последствий действующих международных тенденций.
Программа будет дорогостоящей, но здесь уместно будет вспомнить о диспропорции, существующей между потенциальными возможностями советского и несоветского миров. Советский Союз в настоящее время направляет 40 процентов имеющихся у него ресурсов (национальный валовой продукт плюс репарации, в совокупности составившие в 1949 году около 69 млрд долларов США), на военные расходы (14 процентов) и на инвестиции (26 процентов), большая часть из которых поступает в отрасли, связанные с развитием обороны. В случае необходимости Советский Союз может увеличить количество ресурсов, выделяемых на эти цели, до 50 процентов, или одну четвертую часть.
Соединенные Штаты в настоящее время выделяют около 22 процентов своего национального валового продукта (225 млрд долларов в 1949 году) на военные расходы (6 процентов) и в виде инвестиций (14 процентов), малая толика которых поступает в оборонную отрасль. (Как говорилось в главе V, "боевая ценность", получаемая на один доллар расходов в Советском Союзе, значительно превышает аналогичную величину в Соединенных Штатах главным образом за счет чрезвычайно низкого уровня жизни военного и гражданского населения в Советском Союзе.) В случае острой необходимости Соединенные Штаты могли бы выделять до 50 процентов своего национального валового продукта на эти цели (как это было во время последней войны), что будет означать увеличение нынешних расходов непосредственно и косвенно на военные цели и помощь иностранным государст­вам в несколько раз.
С точки зрения экономики в целом программа необязательно приведет к снижению уровня жизни, потому что экономические результаты программы могут способствовать увеличению национального валового продукта на большую сумму, чем та, которая уходит на удовлетворение военных целей и оказание помощи иностранным государствам. Одним из наиболее важных уроков, извлеченных из опыта Второй мировой войны, является тот факт, что американская экономика, когда она работает на уровне, близком к максимальной производительности, может обеспечивать огромные ресурсы для целей, не связанных с гражданским по­треблением, при сохранении высокого уровня жизни. В период между 1939 и 1944 годом, с учетом скидки на ценовые изменения, расходы на персональное потребление выросли примерно на одну пятую, несмотря на то что тем временем в экономике увеличи­лось количество ресурсов, поступающих в распоряжение правительства, на 60-65 млрд долларов (по ценам 1939 года).
Такое соотношение между потенциалами Советского Союза и Соединенных Штатов совпадает с соотношением потенциалов советского мира и свободного мира и играет важнейшую роль при рассмотрении возможных курсов Соединенных Штатов.
Это сравнение дополнительно подчеркивает тот факт, что проблемы, с которыми сталкиваются свободные страны в своих по­пытках построить эффективно функционирующую систему, относятся не столько к сфере экономики, сколько к сфере политики. Построение такой системы может потребовать ускоренного движения по направлению к более тесному сотрудничеству свободных государств в соответствии с концепцией Объединенных Наций. Очевидно, что наши долгосрочные задачи требуют укрепления Объединенных Наций или организации, которая ее заменит, которая будет отвечать за поддержание мира и порядка в системе, основанной на свободе и справедливости. Очевидно также, что объединяющий идеал такого типа сможет разбудить и ак­тивизировать в свободных людях скрытую духовную энергию, и они с энтузиазмом поддержат позитивную программу, направ­ленную на обеспечение мира, далеко не ограничивающуюся подрывом кремлевских планов и открывающую такие широкие го­ризонты для будущего, которые сторицей оправдают временные жертвы.
Угроза свободному миру, связанная с разработкой Советским Союзом атомных и других вооружений, будет расти неуклонно и достаточно быстро. В настоящее время Соединенные Штаты обладают заметным ядерным превосходством над Советским Со­юзом, которое в сочетании с потенциальными возможностями Соединенных Штатов и других свободных государств в области других сил и вооружений сдерживает агрессивные действия Советов. Это дает возможность Соединенным Штатам в сотрудни­честве с другими свободными государствами начать действия по наращиванию вооружений для поддержания жесткой политики, направленной на подрыв планов Кремля. Ближайшая цель наших усилий по построению в свободном мире эффективной полити­ческой и экономической системы, поддерживаемая соответствующей военной силой, - отложить и предотвратить катастрофи­ческую ситуацию, которая может возникнуть в 1954 году, если мы будем следовать нашим действующим программам в свете возможного наличия у СССР водородной бомбы. Если мы будем действовать незамедлительно и энергично, таким образом, что­бы, так сказать, отодвинуть эту дату в более позднее будущее, то за это время возможно изменение условий, отступление Советов и расстройство их планов, которое вызовет необходимые изменения в советской системе. Однако времени у нас мало, а риск войны, пока мы решаем, наращивать ли нам вооружения, растет неуклонно.



Выводы и рекомендации




ВЫВОДЫ
Вышеприведенный анализ показывает, что вероятность наличия у Советского Союза водородной бомбы и термоядерной бомбы значительно повышает угрозу безопасности Соединенных Штатов. Эта угроза носит тот же характер, что и угроза, описанная в документе NSC 20/4 (утвержденном Президентом 24 ноября 1948 года), но она гораздо более актуальна, чем считалось раньше. В частности, Соединенные Штаты в настоящее время вынуждены рассмотреть вероятность того, что в течение последующих четы­рех-пяти лет Советский Союз будет обладать военным потенциалом, достаточным для нанесения внезапного ядерного удара такой силы, что Соединенным Штатам необходимо будет обладать гораздо более значительными количествами общих воздушных, назем­ных и морских вооружений, ядерных вооружений, а также возможностями противовоздушной и гражданской обороны для пре­дотвращения войны и обеспечения разумной уверенности в том, что в случае войны они сумеют пережить изначальный удар и продолжать осуществление своих конечных задач. В свою очередь, такая вероятность потребует от нас активизации наших усилий в области разведки, а также исследований и разработок.
Учитывая близость опасности, нижеследующее перечисление угроз со стороны Советов, содержащееся в документе NSC 20/4, остается актуальным:
14. Наиболее серьезную угрозу для безопасности Соединенных Штатов в обозримом будущем представляют враждебные планы и чудовищная мощь СССР, а также сам характер советской системы.
15. Методы политической, экономической и психологической войны, которые в настоящее время использует СССР, грозят ос­лабить позиции Соединенных Штатов в мире и помешать работе традиционных институтов за счет применения средств, гранича­щих с методами ведения открытой войны, если им не будет оказано достойное сопротивление со стороны нашего государства и других некоммунистических стран.
16. Риск войны с СССР является достаточно высоким для того, чтобы Соединенные Штаты в соответствии с соображениями здравого смысла занялись вплотную адекватной и своевременной подготовкой к войне.
Несмотря на то что нынешние оценки показывают, что советские лидеры, возможно, не намереваются начинать по своей ини­циативе вооруженные действия, в которые могут оказаться вовлечены Соединенные Штаты, вероятность того, что они могут намеренно прибегнуть к войне, не исключена.
В настоящее время и в обозримом будущем имеется постоянная опасность, что война может разразиться либо в результате просчета Советов в отношении решимости Соединенных Штатов воспользоваться всеми имеющимися у них средствами для обес­печения собственной безопасности из-за неправильного истолкования Советами наших намерений, либо из-за неправильного восприятия Соединенными Штатами реакции Советов на меры, которые могут быть предприняты нами.
17. Возможное советское господство над территорией Евразии независимо от того, будет ли оно достигнуто путем агрессии или подрывными и политическими средствами, является неприемлемым для Соединенных Штатов со стратегической и политической точек зрения.
18. Способность Соединенных Штатов в мирных условиях или в случае войны противостоять угрозе собственной безопасности или добиваться своих целей будет значительно ослаблена причинами внутреннего характера, среди которых важную роль играют:
Тщательно организованный шпионаж, подрывная работа и саботаж, в частности осуществляемые за счет хорошо организованных и согласованных действий коммунистов.
Длительная или повышенная экономическая нестабильность. Отсутствие внутриполитического и социального единства. Недостаточность или избыточность вооружений или затраты на помощь иностранным государствам.
Чрезмерное и непредусмотрительное растрачивание наших ресурсов в мирное время.
Падение престижа и влияния США, связанное с колебаниями или политикой умиротворения, или недостатком умений и вооб­ражения в проведении внешней политики, или попытками уйти от ответственности за судьбы мира.
Появление ложного чувства безопасности, связанного с обманными изменениями советской тактики.
Хотя тенденции, перечисленные в параграфе 18, могут значительно ослабить силы Соединенных Штатов и их союзников при попытках бороться с советской угрозой их безопасности, с 1948 года был достигнут существенный прогресс в закладывании фунда­мента, на котором можно было бы быстро построить достаточный силовой потенциал.
Анализ также подтверждает, что наши задачи в отношении Советского Союза как в мирное, так и в военное время, как указано в документе NSC 20/4 (параграф 19), остаются по-прежнему в силе, равно как и цели и указанные там меры (параграфы 20 и 21). Наши действующие программы по обеспечению безопасности и стратегические планы базируются на этих задачах, целях и мерах:
19. Снизить мощь и влияние СССР до такой степени, чтобы он перестал представлять угрозу для мира, национальной независи­мости и стабильности в мировой семье наций.
В корне изменить построение международных отношений, осуществляемое действующим правительством России, таким образом, чтобы они соответствовали целям и принципам, изложенным в Уставе ООН.
При выполнении этих задач необходимо приложить усилия, чтобы не нанести непоправимого вреда нашей экономике, а также базовым ценностям и институтам, определяющим наш образ жизни.
20. Мы должны попытаться добиться выполнения наших основных задач невоенными способами, за счет достижения следующих целей:
а) Способствовать и содействовать постепенному удалению неправомерно применяемой российской силы и влияния из регионов, которые в настоящее время располагаются по периметру традиционных российских границ, и превращению государствсателлитов в независимые от СССР государства.
б) Способствовать появлению у народов России настроений, которые могли бы помочь изменить нынешнее поведение Советов, и создать условия для возрождения национальной жизни групп, демонстрирующих способность и решимость добиться на­циональной независимости и удержать ее.
в) Развеять миф, благодаря которому народы, не подверженные советскому военному влиянию, находятся в подчиненном по отношению к Москве положении, и заставить мир в целом распознать истинный характер СССР и мировой коммунистической партии, находящейся под руководством Советов, заняв логичную и реалистичную позицию по отношению к ним.
г) Создавать ситуации, которые заставили бы советское правительство признать нежелательность с практической точки зрения действий на основании его нынешних концепций и необходимость вести себя в соответствии с правилами международного поведения, как предписывают цели и принципы Устава ООН.
21. для достижения этих целей Соединенным Штатам необходимо:
а) Поднять уровень своей боеготовности и поддерживать его, насколько это будет необходимо, для сдерживания советской агрессии, в качестве незаменимой опоры для наших взаимоотношений с СССР, для повышения уверенности наций, сопротивля­ющихся советской политической агрессии, в качестве адекватной базы для незамедлительного выполнения военных обязательств и быстрой мобилизации, в случае если война окажется неизбежной.
б) Обеспечить внутреннюю безопасность Соединенных Штатов перед лицом угроз саботажа, подрывной деятельности и шпио­нажа.
в) Максимально увеличить наш экономический потенциал, включая усиление нашей экономики в мирное время и создание ключевых резервов, которыми можно было бы незамедлительно воспользоваться в случае войны.
г) Усилить ориентацию несоветских наций на дружественные взаимоотношения с Соединенными Штатами; и помочь таким на­циям, которые способны и хотят внести важный вклад в обеспечение безопасности CШA, повысить свою экономическую и по­литическую стабильность и увеличить свой военный потенциал.
д) Обеспечить максимальное давление на советскую властную структуру и, в частности, создать напряженность в отношениях между Москвой и государствами-сателлитами.
е) Постоянно информировать общественность CШA об угрозах нашей национальной безопасности, с тем чтобы она была готова поддержать меры, которые нам придется предпринять в этой связи.
Однако в условиях наличия у Советского Союза атомных вооружений существует опасность, что действий, которые могут быть предприняты в соответствии с ныне действующими программами и планами, окажется недостаточно как с точки зрения сроков, так и с точки зрения их масштабов для быстрого достижения Соединенными Штатами политических, экономических и военных целей, которые в настоящее время являются жизненно необходимыми.
Следование нынешним .тенденциям приведет к существенному сокращению силы вооружений в свободном мире по сравнению с Советским Союзом и его сателлитами. Эта неблагоприятная тенденция является скорее следствием неадекватности наших нынешних программ и планов, нежели ошибок в постановке наших целей и задач. Такие тенденции ведут нас по направлению к изоляции, связанной не с нашим добровольным выбором, а с отсутствием необходимой базы для активных и инициативных дей­ствий в конфликте с Советским Союзом.
То, что мы являемся центром власти свободного мира, налагает на Соединенные Штаты суровую обязанность по принятию на себя функций лидера. Мы должны организовать и мобилизовать энергию и ресурсы свободного мира в рамках позитивной про­граммы мира, которая позволила бы сорвать планы Кремля на мировое господство, и создать такое положение в свободном мире, под которое Кремлю придется подстраиваться. Без осуществления таких совместных усилий под руководством Соединенных Штатов нам придется постепенно отступать под давлением до тех пор, пока однажды мы не обнаружим, что пожертвовали позици­ями, представляющими для нас жизненно важный интерес.
Эту тенденцию необходимо переломить, обеспечив быстрое совместное наращивание фактических вооружений Соединенными Штатами и другими государствами свободного мира. Анализ показывает, что это будет дорого стоить и потребует значительных финансово-экономических изменений.
Осуществление такого наращивания силы, однако, потребует от Соединенных Штатов позитивной программы, выходящей за рамки исключительно оборонительных и контрнаступательных целей в отношении угрозы, которую представляет собой Совет­ский Союз. Программа должна освещать путь к миру и порядку во взаимоотношениях между нациями в рамках системы, осно­ванной на свободе и справедливости, как это предусматривает Устав Организации Объединенных Наций. Кроме того, она должна предусматривать политические и экономические меры и создание военного щита, под защитой которого свободный мир сможет работать над срывом кремлевских планов, используя стратегию холодной войны; потому что все соображения сохранения приверженности нашим фундаментальным ценностям и требованиям нашей национальной безопасности требуют, чтобы мы осуществляли выполнение своих задач с помощью стратегии холодной войны, наращивая свой военный потенциал с тем, чтобы нам по возможности не пришлось им воспользоваться. Единственный путь к уверенной победе заключается в срыве планов Кремля за счет непрерывного развития моральной и материальной мощи свободного мира и ее проецирования в советский мир таким образом, чтобы спровоцировать изменения внутри советской системы. Такая позитивная программа, которая соответствует нашей фундаментальной национальной цели и нашим задачам, необходима, если мы хотим завладеть инициативой и удержать ее, а также обеспечить себе необходимую поддержку и сотрудничество населения в Соединенных Штатах и в остальной части свободного мира.
Программа должна включать в себя план переговоров с Советским Союзом, разработанный и согласованный с нашими союзниками и соответствующий нашим задачам. Соединенные Штаты и их союзники, в особенности Соединенное Королевство и Франция, должны быть всегда готовы к переговорам с Советским Союзом на условиях, соответствующих нашим задачам. Су­ществующее в мире положение, однако, препятствует успеху переговоров с Кремлем, так как условия соглашений по важнейшим вопросам, решаемым в настоящее время, будут отражать существующие реалии, а следовательно, будут неприемлемыми, если не сказать катастрофическими, для Соединенных Штатов и остальной части свободного мира. После того как будет принято соответствующее решение и свободный мир начнет активно наращивать военную силу, возможно, Соединенные Штаты по­пытаются начать переговоры в надежде, что им удастся заставить Кремль изменить свою позицию с учетом новой ситуации. Если этого сделать не удастся, то нежелание Кремля принять разумные условия или их соблюдать будет способствовать консолидации общественного мнения в свободном мире, направленного на поддержку мер, необходимых для продолжения наращивания во­оружений.
В общем, мы должны за счет ускоренного и непрерывного наращивания политических, экономических и военных сил свободного мира, а также с помощью позитивной программы, направленной на то, чтобы вырвать инициативу у Советского Союза, представить ему убедительные доказательства решимости и способности свободного мира сорвать планы Кремля по установле­нию своего господства над миром. Такие доказательства являются единственным средством, за исключением войны, которое может в конечном итоге заставить Кремль отказаться от его нынешнего курса и пойти на переговоры о приемлемых соглашениях по вопросам ключевой важности.
Успех предлагаемой программы полностью зависит от того, насколько наше правительство, американский народ и все свободные народы сумеют в конечном итоге признать, что холодная война - это на самом деле настоящая война, в которой на карту поставлено выживание свободного мира. Важнейшими предпосылками успеха являются консультации с руководителями кон­гресса, направленные на то, чтобы добиться для программы законодательной поддержки, не связанной с партийными взглядами, и представление общественности подробного разъяснения фактов и последствий действующих международных тенденций. Выполнение этой программы потребует от нас всех находчивости, жертвенности и единства, диктуемых суровостью проблемы, и настойчивого упорства в достижении наших национальных задач.

РЕКОМЕНДАЦИИ Чтобы Президент: Одобрил вышеприведенные заключения. Поручил Совету Национальной Безопасности при поддержке других соответствующих министерств и ведомств обеспечивать координацию и выполнение поставленных здесь задач в срочном порядке и на долгосрочной основе в течение такого периода времени, который будет необходим для осуществления наших задач. д.ля этого представители участвующих министерств и ведомств, Комитета начальников штабов или их заместители, а также представители других министерств и ведомств (в зависи­мости от необходимости) должны составить новый штаб, который будет заниматься разработкой согласованных программ, предназначенных для рассмотрения Советом Национальной Безопасности. Этот штаб также должен быть подотчетен СНБ.



Поделись интересным с другом!



Ещё есть:
  • План Даллеса (цели США в войне против России)
  • Директива СНБ-68 (NSC-68) (часть 2)
  • Директива СНБ-68 (NSC-68) (часть 1)
  • Доктрина Алена Даллеса. Директора ЦРУ
  • Меморандум 20/1 1948


  •  
    Автор: Allen Dulles Версия для печати Просмотров: 8766
    Теги: будет, войны, Соединенных, время, которые, чтобы, Штатов, наших, задач, Соединенные, Штаты, свободного, безопасности, также, Кремля, настоящее, программы, вооружений, могут, планов

    Получить ссылку на новость.




    © 2010 ADulles.ru